Шок – это не по-нашему

Главная → Статьи → Шок - это не по-нашему

Шок – это не по-нашему


05-06-2018
Роберт Акопович Амасьянц

 Шок - это не по-нашему

Жестокое обращение деформирует психику

В настоящее время проблема жестокого обращения с детьми в связи с ее большой социальной значимостью во всем мире признана одной из наиболее приоритетных, что закреплено в Международной конвенции о правах ребенка.

Жестокое обращение с детьми следует рассматривать как умышленное действие взрослых или их бездействие, наносящее ущерб физическому, психическому или психологическому здоровью ребенка.

Бывает физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений различной степени тяжести (легкой, средней, тяжелой). Сексуальное - действие сексуального характера по отношению к ребенку с его или без его согласия. Психическое (эмоциональное) насилие - преднамеренное психическое воздействие (кратковременное или продолжительное) на ребенка (вербальные угрозы, замечания, оскорбления, ложь, негативизм, невыполнение взрослыми своих обещаний, физическая или социальная изоляция ребенка). Бывает, что нуждами ребенка пренебрегают - это отсутствие должного внимания и заботы о ребенке.

Дети больше всего подвержены нервным и психическим расстройствам  в периоды 3-4 года, 5-7 и 12-18 лет. В эти периоды процессы возбуждения превалируют над процессами торможения, что сопровождается повышенной эмоциональной возбудимостью ребенка.

В этой связи даже незначительное стрессовое воздействие на ребенка (повышение голоса, изменение взгляда, интонации речи) еще более усиливает нейрофизиологическую диссоциацию и может привести к целому ряду негативных последствий, прежде всего психологического характера (повышение уровня тревожности, снижение уровня самооценки, развитие различных видов агрессивного поведения).

Жестокое же обращение с детьми - это тяжелая психогенная травма. Первой реакцией ребенка на жестокое обращение с ним является шоковая реакция, проявляющаяся в виде состояния «онемения» с растерянностью и заторможенностью, заканчивающаяся астенической или адинамической депрессией (подавленность, тоска, суицидальные мысли).

Одним из тяжелых психотравмирующих факторов для ребенка служит насильственная (помимо его воли) изоляция от родителей, сверстников, из адаптированной для него среды жизнедеятельности (родительский дом, школы-интернаты) в другие, некомфортные для него условия. Например: похищение ребенка, перевод его в другое образовательное учреждение, госпитализация в стационар, длительное пребывание в больнице. При этом после острой шоковой реакции у ребенка отмечается длительное депрессивное состояние с последующим развитием психической депривации, характерными проявлениями которой являются задержка или даже приостановка интеллектуального и речевого развития, незрелость эмоционально-волевых функций, общий регресс поведения. Клиническая картина в целом напоминает состояние псевдослабоумия, а при длительном существовании психотравмирующего фактора происходит переход в состояние необратимого интеллектуального и личностного дефекта, представляющего собой вариант атипичной умственной отсталости.

Жестокое обращение с детьми приводит к стойким, а порой необратимым изменениям со стороны нервной и психической сфер ребенка, которые проявляются в виде деформации психики, снижения уровня познавательных процессов и интеллектуальной деятельности в целом, развития различных по характеру психогенных патохарактерологических реакций.

Патохарактерологические реакции проявляются преимущественно в разнообразных отклонениях поведения ребенка или подростка. Они ведут к нарушениям социально-психологической адаптации и, как правило, сопровождаются невротическими, в частности соматовегетативными, расстройствами.

К патохарактерологическим реакциям относятся реакции протеста (оппозиции), реакции отказа, реакции имитации, реакции компенсации и гиперкомпенсации.

В подростковом возрасте в дополнение к этим формам выделяются реакции эмансипации, реакции группирования со сверстниками, реакции увлечения, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

За последние годы перечень патохарактерологических реакций пополнился еще рядом поведенческих нарушений, среди которых наиболее яркие и проблемные - побег из дома, реакция одиночества, дромомания, делинквентное поведение.

Реакции протеста (делать все наоборот, назло) - приходящее расстройство поведения, обусловленное аффективными конфликтными переживаниями личности ребенка (обида, ущемленное самолюбие, недовольство близкими, конфликты между родителями, равнодушное отношение их к ребенку, школьная дезадаптация, появление в семье мачехи или второго ребенка).

Реакции протеста, как правило, направлены против лиц, которые, по мнению ребенка, виновны в их возникновении. В зависимости от характера нарушений поведения бывают активные и пассивные.

Активные реакции протеста характеризуются различными патологическими проявлениями агрессивного поведения ребенка. Такое поведение сопровождается гневными, порой разрушительными и жестокими вспышками, направленными против обидчика в ответ на различные психологические трудности или психотравмирующие ситуации.

Пассивные реакции протеста характеризуются разнообразными невротическими проявлениями с синдромом соматовегетативных расстройств (анорексия, рвота, недержание мочи и кала), суицидальными попытками, отказом от еды, уходами из дома, частичным или тотальным мутизмом.

У детей, подвергшихся жестокому насилию, чаще всего могут развиваться реакции пассивного протеста, среди которых особо следует обратить внимание на мутизм и суицидальное поведение.

Основными факторами риска жестокого обращения с детьми являются родительские и педагогические факторы. В этой связи постоянная и последовательная работа с родителями по вопросам правильного воспитания ребенка и повышение уровня знаний воспитателей, педагогов и психологов образовательных учреждений по профилактике факторов риска и другим аспектам психолого-педагогических проблем стала одной из главных задач современной системы образования.

Роберт АМАСЬЯНЦ, доктор медицинских наук

 Роберт Акопович Амасьянц ведет прием в клинике МедиАрт  (Лукинская ул. Д.14 к.1)

Запись на прием:

8 (495) 2-876-000

8 (499) 730-54-93

8 (499) 730-54-81

 Первоисточник: http://www.ug.ru/archive/42839